Федеральные государственные образовательные стандарты
------- нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З «6»__октября ____2009г.№__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 , приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Министр А. Фурсенко
Приоритетность воспитания
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
– это методологическая основа
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
- пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - учебный план начального общего образования; - программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
* является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования * концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Результаты освоения основной образовательной программы
Предметные Метапредметные
Личностные
готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности
Личностные результаты
Формируются не только за счёт реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, но и за счёт учебных предметов и внеурочной деятельности.
Структура программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания 3.Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 4.Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5.Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 6.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию 7.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание программы
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания: *воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; * воспитание нравственных чувств и этического сознания; * воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; * воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); * воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Внеурочная деятельность
- Духовно-нравственное - Социальное - Общеинтеллектуальное - Общекультурное - Спортивно-оздоровительное Раздел «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в ОУ
Внеурочная деятельность
Направления: * Социальное * Общеинтеллектуальное * Общекультурное * Спортивно-оздоровительное
* Духовно-нравственное
Формы организации
(примерный учебный план)
* Военно-патриотические, экологические клубы
* Социальная работа * Проектная деятельность * Предметные кружки * Музыкальные кружки,театральная студия
* Спортивные кружки, секции
При организации внеурочной деятельности
ОУ могут использоваться возможности учреждений ДОД, культуры, спорта; лагерных смен, летних школ.
В результате реализации программ воспитания и внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение детьми:
1.воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.); 2. воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).
Система оценки: основные особенности
- критерии достижения – планируемые результаты; - оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; - сочетание внутренней и внешней оценки; - использование нестандартизированных работ: проектов, практических работ, самоанализа, самооценки и др. - уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; - накопительная система оценки индивидуальных достижений (портфолио).
Мониторинг состояния воспитания должен содержать
комплексную оценку воспитательной деятельности образовательного учреждения на основе показателей результативности и диагностического инструментария.
|