Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
Ведь им не всегда щебетать на ветках –
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить
И побывать в «стариках» и «предках».
Ребенок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обертки. Маленький хитрец отлично знает, в каком магазинчике – игрушки, а где продаются мороженое и сосалки. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребенку не то, так другое... Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и телешоу сбивает подростка с толку. Этот мир кажется ему вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый телефон (покруче, чем у товарища), отдыхать не в деревне у бабушки, а за границей или на Черном море. Он заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Домашний быт стал его раздражать. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено», уровень жизни. Но ведь ребенок наивен и доверчив. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза. Родители не могут удовлетворить его большие потребности. Сын или дочь начинают искренно страдать и потихоньку, сами того не замечая, перестают уважать папу или маму, которые «ничего в жизни не добились». Однажды сын бросает папе: «Какой смысл вообще работать за такие деньги?» Преисполненный непонятной обиды на родителей, подросток, конечно, не испытывает никакой благодарности за то, что его содержат, и фраза: «Мы же тебя кормим!» – никогда не достигает его слуха. Он кажется себе достойным другого существования, в особенности, если у друзей родители, побогаче. Бессовестный всезнайка уверен: он-то в отличие от родителей понимает, что к чему в этой жизни. Но потом выясняется, что его школьных знаний никак не хватает для поступления в вуз или колледж, и надо срочно затягивать на поясе ремень и нанимать репетиторов. И все это – как будто так и надо. Есть дети, которые стыдятся своих родителей, стыдятся, что они «простые» рабочие без крупного достатка. Но многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову не приходит из-за этого страдать. Они не только не упрекают родителей за материальные неудачи, но и ждут – не дождутся, когда сами начнут зарабатывать деньги и смогут реально пополнять бюджет семьи. Может быть, одни от природы алчные, а другие – нетребовательные и великодушные? Ведь бывает, что и в одной семье дети вырастают как на двух разных планетах, например, сын ничего не просит, а дочь закатывает скандалы. Против природных черт характера и особенностей личности мы практически бессильны. Хам и грубиян останется хамом и грубияном, но его можно отучить от хамских выходок, а там, глядишь, привычка вести себя вежливо приживется, станет второй натурой. Все дети слышат одни и те же правильные слова, но почему-то в «трудном» возрасте они начинают отскакивать от подростка, как от стенки... Как объяснить ребенку, что деньги в жизни не главное и вещи – тоже не главное? Ваше самоуверенное дитя – не такая уж яркая и сложившаяся личность, как ему самому кажется. Он еще вполне поддается влиянию родителей. А что иной подросток слышит изо дня в день? Папа жалуется, что его недооценили. Мама без конца напоминает папе, как ему мало платят. В доме говорят с завистью о семье дяди, в которой целых три машины, и о чужом благополучии отзываются неодобрительно. Даже гости проводят целый вечер за обсуждением нечестно нажитых богатств. При этом очевидно, что собственное скромное существование взрослых не устраивает. Вслед за ними и ребенок с детства привыкает делать сравнительный анализ финансового положения – своего и соседей. Он подрос и понял, что родители комплексуют, оттого что не могут угнаться за стандартными благами. Если мама с папой обижены на жизнь и привыкли оглашать свои обиды вслух («опять не повысили зарплату, «зажали премию», «обошли должностью»), чего же ждать от подростка? Он дышит с вами одним воздухом и думает, между прочим, вашими же словами. Только если вы предъявляете претензии к жизни, то он ищет виноватых поближе, в собственном доме. А кто ему всех ближе?..
Выход здесь один:
• перестаньте комплексовать;
• перестаньте все время говорить о деньгах. Ведь вы-то действительно знаете, что не они – главное в жизни. Теперь немного о карманных деньгах. Одни считают, что если не позволять ребенку самому хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него могут развиться жадность, зависть, комплекс неполноценности. А другие думают иначе: пока отпрыск мал, все необходимое ему должны приобретать взрослые. Кроме того, если регулярно выделять ему субсидии на карманные расходы, пусть даже маленькие, он постепенно избалуется, не научится сдерживать свои желания. Часто ссылаются на опыт Запада: за океаном, например, даже в богатых семьях не балуют детей долларовыми подачками, а заставляют прирабатывать разносчиками почты, курьерами, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную цену денег и суровую правду жизни. Обе точки зрения по-своему справедливы, хотя каждая в чем-то уязвима.
Психологи считают:
Давать деньги можно, если:
– ребенок понимает, что они нелегко достались отцу и матери, бабушкам и дедушкам. В семьях, где старшие члены рассказывают младшим о своей работе, о проблемах труда, те могут проявить должное понимание уже в первом классе; – он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что их израсходует. Будет ли он ежедневно покупать себе жвачку, лакомство или откладывать рубли в копилку – неважно, главное – чтобы траты были продуманными и целесообразными;
– он умеет приобретать нужное в торговых точках. Проверьте это практически: пусть делает небольшие покупки для дома, рассчитывая полученную сумму так, чтобы ее хватило. Ребенок не дорос до карманных денег, если: – он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность присуща бывает не только деткам обеспеченных родителей, но и тем, мамы и папы которых имеют крайне низкие и тяжко достающиеся доходы, но стараются скрывать это от окружающих;
– он не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не по душе ограничивать себя в своих прихотях, он отказывается копить деньги на какую- то крупную покупку;
– он неуправляем, скверно ведет себя, не держит данного слова, любит приврать.
Чего ради мы им даем деньги?
Родителям не мешало бы спросить так себя, когда они будут решать судьбу карманных денег.
• Хотим привить самостоятельность?
• Испытать его на сознательность?
• Или таким манером отстраняемся от его интересов, оставляя его один на один со своими желаниями?
Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребенка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Так поступают нередко сверхзанятые бизнесмены, самоутверждающиеся таким образом и перед детьми, и перед самими собой. В одной семье папа, не скупясь, платил сыну за каждую «пятерку», а за «двойку» отбирал то, что оставалось от прежних вливаний(отбирать, впрочем, было уже нечего). «Я стимулирую и наказываю его рублем», – объяснял он свою тактику. Но за четыре года ее применения мальчишка заметно эволюционировал в худшую сторону. Это проявлялось в свойствах натуры и поступках, связанных именно с деньгами. Он участвовал в налете молодых грабителей на торговую палатку и едва спасся от колонии.
Статья «Цена денег» (газета «Школьный психолог. ПС», № 7–8/1998).
Ольга Мартынова
Когда нашей старшей дочери было одиннадцать лет (а младшей – десять), мне показалось, что они как-то слишком легко относятся к деньгам. Нельзя сказать, что они постоянно требовали что-то купить или портили дорогие вещи, но было видно – цену деньгам и стоящему за ними труду они не знают. Казалось, тревожиться рано. Но задуматься заставляли некоторые настораживающие примеры в семьях знакомых, где этому тоже поначалу не придавали значения. Короче, решили «воспитывать». Я это слово взяла в кавычки не случайно, поскольку как такового воспитания не проводилось. Просто потихоньку подключили дочерей к планированию расходов, заодно попросив их следить за наличием в доме основных продуктов: молока, хлеба, сыра, яиц. Вскоре нормальным стал такой диалог за завтраком:
– Мам, хлеб кончается.
– Купи, пожалуйста, после школы. И посмотри в холодильнике, что еще надо. – Надо бы еще сыра и молока.
– Купишь?
– Куплю, только дай денег.
– Сколько?
Обратите внимание – ключевой момент!
Дети очень быстро оказались способны подсчитать подобные суммы.
• Рублей сто пятьдесят хватит.
• Вот тебе двести, сдачу положишь на полку.
А поскольку дети хорошо знают, кто сколько зарабатывает (у нас в доме этого не скрывают), то через некоторое время они прекрасно научились сопоставлять труд родителей и цены, по крайней мере на продукты.
С тех пор прошло два года. Теперь все еще проще: деньги на хозяйственные расходы открыто лежат в ящике стола. И когда надо что-то купить, дети сами берут оттуда столько, сколько нужно, и идут в магазин.
Более того, они уже настолько хорошо ориентируются в семейном бюджете, что иногда, если для этого действительно есть финансовая возможность, могут «сверх задания» купить себе что-то вкусненькое или какую-нибудь безделушку. Но их ответственность велика, как и наше доверие, и еще ни разу эти покупки не нанесли по нашему бюджету заметного удара.
Так что мы относимся к этим «излишествам» спокойно. Ведь и взрослые иногда позволяют себе «расслабиться» в магазине, правда? Современные подростки много знают, им кажется, что они совсем уже взрослые. Но у них потребительский взгляд на мир. Они не умеют ценить свой и чужой труд. Поэтому первой ступенью воспитания деловых качеств должно стать искоренение потребительства во взглядах юного человека. Не бойтесь включать подростка в обсуждение бюджета семьи. Для этого регулярно проводите «экономические» мини-совещания, просматривая конкретные цифры доходов, расходов и сбережений семьи для того, чтобы что- то приобрести. Планируйте доходы и расходы на будущий период. Главный положительный результат подобных совместных обсуждений – осознание подростком того, что все приобретаемые материальные блага требуют трудовых затрат.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕБЕНОК И ДЕНЬГИ»
Проверьте себя!
Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой?
Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребенок просит меня купить что-то недорогое, я покупаю:
Всегда – 3 балла.
Иногда – 2 балла.
Только если он этого заслуживает –1 балл.
2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.
Обязательно – 3 балла.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2 балла.
Обойдется – 1 балл.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за пятьсот рублей!»
Конечно, мама не права – 3 балла.
Если мама хочет, она может покупать себе любые вещи, главное, чтобы семья тоже не страдала – 2 балла.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? – 1 балл.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по- прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет, – 3 балла.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять – 2 балла.
Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1 балл.
5. Карманные деньги детям необходимы:
Всегда – 3 балла.
Если они не могут зарабатывать сами – 2 балла.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1 балл.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу:
Всегда – 3 балла.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2 балла.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1 балл.
Итак, вы набрали...
От 13 до 18 очков. Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 7 до 12 очков. Золотая середина. Вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не обделен вниманием и заботой. Продолжайте в том же духе!
От 1 до 6 очков. Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка «в черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов да и просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, – прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот прием применялся вовремя.
Обсуждение. Рефлексия.
Мы перед будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети...
Трудно с ними – ну и пусть!
Литература
1. Газета «Школьный психолог. ПС». – 1998. – № 7–8.
2. Журнал «Классный руководитель». – 2006. – № 7. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБДополнительные материалы по теме см. на диске к № 12/2011: Родительское собрание на тему: «Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»
Психологи советуют:
Не давайте ребенку карманных денег раньше, чем он начнет ходить в школу. Если вы решили, что наш отпрыск вправе иметь карманные деньги, постарайтесь, чтобы это не было уступкой на шантаж, иначе подрастающий вымогатель решит, что достаточно «поднажать на предков» – и все получишь. Конечно, выдаваемые вами сыну или дочери суммы зависят от достатка семьи. И все же не забывайте: это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Включая ребенка в материально-финансовые отношения, увеличьте его обязанности. Если он считает себя достаточно зрелым, чтобы распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких- то серьезных домашних хлопот. Если вы решили, что ему пока рано иметь свои деньги, не отказывайте в грубой форме. Объясните, почему вы «против» и когда будете «за». Не выдумывайте конкретную привязку к хозяйственным поручениям, школьным оценкам и т.п, иначе он скоро не сподобится «за просто так» ни учить историю, ни мыть посуду. Учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение являются положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку. Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.